ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 
Современная    сельская    общеобразовательная    школа    служит    центром воспитания и образования личности учащегося. Расширение блока дополнительного образования способствует развитию как учебных, так и творческих, познавательных способностей   сельского   школьника.    Соединение  различных   видов   деятельности способствует   созданию   более   плодотворного   и   эффективного   процесса   всего школьного образования. 
 
Развитие дополнительного образования детей в нашей школе предполагает решение следующих задач: 
изучение интересов и потребностей обучающихся;
формирование условий для создания единого образовательного пространства;
расширение     видов творческой деятельности детей для наиболее полного удовлетворения   интересов   и   потребностей   обучающихся   в   объединениях   по интересам;
создание условия для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования большего числа обучающихся среднего и старшего возраста;
создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;
предоставить каждому ребенку, исходя из его потребностей, интересов и способностей, возможность реализовать себя и проявить свою индивидуальность в ходе образовательного процесса. 
Структура дополнительного образования имеет следующие уровни: 
углубление знаний  в рамках федерального,  регионального  и  школьного компонентов образования. Формы организации работы; факультативы, занятия в рамках учебных предметов школьного учебного плана.
расширение знаний, формирование общешкольных и специальных умений в рамках регионального и школьного компонентов образования. Формы организации работы: предметные кружки,   индивидуально-групповые и индивидуальные   учебно-исследовательские    занятия    в   рамках    образовательных областей базисного учебного плана.
формирование коммуникативных умений, удовлетворение потребностей детей в общении. 
 
Программа дополнительного образования включает следующие направления деятельности
  
| 
 Направления   | 
 Образовательные программы   | 
| 
 Художественно-эстетическое  
  
   | 
 «Мир прекрасного»  
(кружок: «Волшебные узоры», «Клубочек», «Волшебный карандаш», «Театральное творчество»,«Петрушка», «Прикладное творчество», танцевальная группа:«Класс -3», «Вокальный», «Кукольный»  | 
| 
 Физкультурно –оздоровительное  
  
  
   | 
  «От физической культуры и спорта к здоровому образу  жизни» 
(Спортивный клуб «Балыкса» -  волейбол, баскетбол, настольный теннис, ОФП;  Лыжный клуб -  «Кречет»)  | 
| 
 Туристко – краеведческое  
   | 
 «Моя малая Родина»  
Кружок туристического краеведения   | 
| 
 Эколого – биологическое  
   | 
 «Чистая планета 21 века» Кружки: «Мир лекарственных растений», «Азбука содержания животных».  | 
| 
 Проектно - познавательное  | 
 «Школа юного исследователя» Кружок: «Юный информатик»  | 
| 
 Патриотическое  | 
 «Юные инспекторы дорожного движения» Кружок: «Юный пожарный»  | 
 
Формы организации работы
 
- 
Индивидуальные и групповые консультации учащихся
 
- 
Факультативы и кружки
 
- 
Дополнительные занятия с неуспевающими и отсутствующими на занятиях
 
- 
Подготовка участников олимпиад, и научно-практических конференций
 
- 
Посещение библиотеки, сельского клуба, школьного музея
 
- 
Экскурсии, походы
 
- 
Встречи с работниками организаций села
 
- 
Участие в конкурсах, общешкольных КТД
 
- 
Участие в спортивных соревнованиях
 
- 
Работа с трудными детьми
 
- 
Совместное проведение сельских мероприятий
 
          В школе открыто 2 группы продлённого дня, охватывающие учащихся 2- 5 классов 
 
Организация дополнительного образования имеет свои особенности
 обучающиеся приходят на занятия в свободное от основной учебы время;
 обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители,
педагоги);
  детям предоставляющиеся возможности: сочетать различные направления и
формы занятий, переходит из одной группы в другую ( по тематике, уровню развития);
 коллективом школы создаются наиболее комфортные условия пребывания детей
на занятиях;
 учебно-воспитательный   процесс   происходит   в   условиях   неформального
содружества детей и взрослых, объединенных общими интересами, добровольностью
совместной деятельности;
 организуется совместная деятельность в области дополнительного образования
детей школой, администрацией села, сельским клубом.
         Таким образом, расширение системы дополнительного образования детей позволит учащимся найти себе в степах школы интересное и полезное дело по душе, получить необходимые знания и жизненные навыки, раскрыть учебный и творческий потенциал, самореализоваться как личности, организовать свое свободное время.
Использование в целях воспитания обучающихся, воспитанников возможностей образовательного процесса:
- 
Классно-урочная система  образования
 
- 
Дополнительные занятия с учащимися
 
- 
Индивидуальные консультации по предметам
 
- 
Факультативные занятия
 
- 
Спецкурсы 
 
- 
Классные часы
 
        Все перечисленные формы работы помогают воспитывать в учащихся стремление совершенствовать свои знания, заниматься самовоспитанием и самообразованием с учётом будущего профессионального выбора и самоопределения, формируют культуру учебного труда как основной обязанности школьника.
Интеграция содержания образования профессионального и общеобразовательных блоков.
    С целью допрофессиональной подготовки учащихся и профориентационной работы с выпускниками 9, 11 классов  школа сотрудничает с  учреждениями профессионального образования.  С  учащимися 9 и 11 классов  проводятся  встречи с представителями Томь –Усинского горноэнергетического техникума. Ребята знакомятся с условиями поступления, специальностями, которые можно приобрести в техникуме, демонстрируется  фильм об учебных и досуговых возможностях учреждения.  Ведётся совместная работа школы с представителями ОАО «РЖД»  Аскизской (ШЧ-8) и Чульжанской (ПЧ-7) дистанций пути по информированию и дальнейшему поступлению учащихся школы в железнодорожные вузы, колледжи. Основными формами работы с учащимися в данном направлении являются беседы, экскурсии в вузы и колледжи, дни открытых дверей, ярмарки вакансий учебных мест по РХ.     
         Таким образом, школа стремится к постоянному сотрудничеству с учреждениями высшего и средне специального образования с целью дальнейшего профессионального самоопределения выпускников. 
   
Интеграция содержания образования профессионального и общеобразовательных блоков.
    
С целью допрофессиональной подготовки учащихся и профориентационной работы с выпускниками 9, 11 классов  школа сотрудничает с  учреждениями профессионального образования.  С  учащимися 9 и 11 классов  проводятся  встречи с представителями Томь –Усинского горноэнергетического техникума. Ребята знакомятся с условиями поступления, специальностями, которые можно приобрести в техникуме, демонстрируется  фильм об учебных и досуговых возможностях учреждения.  Ведётся совместная работа школы с представителями ОАО «РЖД»  Аскизской (ШЧ-8) и Чульжанской (ПЧ-7) дистанций пути по информированию и дальнейшему поступлению учащихся школы в железнодорожные вузы, колледжи. Основными формами работы с учащимися в данном направлении являются беседы, экскурсии в вузы и колледжи, дни открытых дверей, ярмарки вакансий учебных мест по РХ.     
         Таким образом, школа стремится к постоянному сотрудничеству с учреждениями высшего и средне специального образования с целью дальнейшего профессионального самоопределения выпускников.