ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Современная сельская общеобразовательная школа служит центром воспитания и образования личности учащегося. Расширение блока дополнительного образования способствует развитию как учебных, так и творческих, познавательных способностей сельского школьника. Соединение различных видов деятельности способствует созданию более плодотворного и эффективного процесса всего школьного образования.
Развитие дополнительного образования детей в нашей школе предполагает решение следующих задач:
изучение интересов и потребностей обучающихся;
формирование условий для создания единого образовательного пространства;
расширение видов творческой деятельности детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам;
создание условия для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования большего числа обучающихся среднего и старшего возраста;
создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;
предоставить каждому ребенку, исходя из его потребностей, интересов и способностей, возможность реализовать себя и проявить свою индивидуальность в ходе образовательного процесса.
Структура дополнительного образования имеет следующие уровни:
углубление знаний в рамках федерального, регионального и школьного компонентов образования. Формы организации работы; факультативы, занятия в рамках учебных предметов школьного учебного плана.
расширение знаний, формирование общешкольных и специальных умений в рамках регионального и школьного компонентов образования. Формы организации работы: предметные кружки, индивидуально-групповые и индивидуальные учебно-исследовательские занятия в рамках образовательных областей базисного учебного плана.
формирование коммуникативных умений, удовлетворение потребностей детей в общении.
Программа дополнительного образования включает следующие направления деятельности
Направления |
Образовательные программы |
Художественно-эстетическое
|
«Мир прекрасного»
(кружок: «Волшебные узоры», «Клубочек», «Волшебный карандаш», «Театральное творчество»,«Петрушка», «Прикладное творчество», танцевальная группа:«Класс -3», «Вокальный», «Кукольный» |
Физкультурно –оздоровительное
|
«От физической культуры и спорта к здоровому образу жизни»
(Спортивный клуб «Балыкса» - волейбол, баскетбол, настольный теннис, ОФП; Лыжный клуб - «Кречет») |
Туристко – краеведческое
|
«Моя малая Родина»
Кружок туристического краеведения |
Эколого – биологическое
|
«Чистая планета 21 века» Кружки: «Мир лекарственных растений», «Азбука содержания животных». |
Проектно - познавательное |
«Школа юного исследователя» Кружок: «Юный информатик» |
Патриотическое |
«Юные инспекторы дорожного движения» Кружок: «Юный пожарный» |
Формы организации работы
-
Индивидуальные и групповые консультации учащихся
-
Факультативы и кружки
-
Дополнительные занятия с неуспевающими и отсутствующими на занятиях
-
Подготовка участников олимпиад, и научно-практических конференций
-
Посещение библиотеки, сельского клуба, школьного музея
-
Экскурсии, походы
-
Встречи с работниками организаций села
-
Участие в конкурсах, общешкольных КТД
-
Участие в спортивных соревнованиях
-
Работа с трудными детьми
-
Совместное проведение сельских мероприятий
В школе открыто 2 группы продлённого дня, охватывающие учащихся 2- 5 классов
Организация дополнительного образования имеет свои особенности
обучающиеся приходят на занятия в свободное от основной учебы время;
обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители,
педагоги);
детям предоставляющиеся возможности: сочетать различные направления и
формы занятий, переходит из одной группы в другую ( по тематике, уровню развития);
коллективом школы создаются наиболее комфортные условия пребывания детей
на занятиях;
учебно-воспитательный процесс происходит в условиях неформального
содружества детей и взрослых, объединенных общими интересами, добровольностью
совместной деятельности;
организуется совместная деятельность в области дополнительного образования
детей школой, администрацией села, сельским клубом.
Таким образом, расширение системы дополнительного образования детей позволит учащимся найти себе в степах школы интересное и полезное дело по душе, получить необходимые знания и жизненные навыки, раскрыть учебный и творческий потенциал, самореализоваться как личности, организовать свое свободное время.
Использование в целях воспитания обучающихся, воспитанников возможностей образовательного процесса:
-
Классно-урочная система образования
-
Дополнительные занятия с учащимися
-
Индивидуальные консультации по предметам
-
Факультативные занятия
-
Спецкурсы
-
Классные часы
Все перечисленные формы работы помогают воспитывать в учащихся стремление совершенствовать свои знания, заниматься самовоспитанием и самообразованием с учётом будущего профессионального выбора и самоопределения, формируют культуру учебного труда как основной обязанности школьника.
Интеграция содержания образования профессионального и общеобразовательных блоков.
С целью допрофессиональной подготовки учащихся и профориентационной работы с выпускниками 9, 11 классов школа сотрудничает с учреждениями профессионального образования. С учащимися 9 и 11 классов проводятся встречи с представителями Томь –Усинского горноэнергетического техникума. Ребята знакомятся с условиями поступления, специальностями, которые можно приобрести в техникуме, демонстрируется фильм об учебных и досуговых возможностях учреждения. Ведётся совместная работа школы с представителями ОАО «РЖД» Аскизской (ШЧ-8) и Чульжанской (ПЧ-7) дистанций пути по информированию и дальнейшему поступлению учащихся школы в железнодорожные вузы, колледжи. Основными формами работы с учащимися в данном направлении являются беседы, экскурсии в вузы и колледжи, дни открытых дверей, ярмарки вакансий учебных мест по РХ.
Таким образом, школа стремится к постоянному сотрудничеству с учреждениями высшего и средне специального образования с целью дальнейшего профессионального самоопределения выпускников.
Интеграция содержания образования профессионального и общеобразовательных блоков.
С целью допрофессиональной подготовки учащихся и профориентационной работы с выпускниками 9, 11 классов школа сотрудничает с учреждениями профессионального образования. С учащимися 9 и 11 классов проводятся встречи с представителями Томь –Усинского горноэнергетического техникума. Ребята знакомятся с условиями поступления, специальностями, которые можно приобрести в техникуме, демонстрируется фильм об учебных и досуговых возможностях учреждения. Ведётся совместная работа школы с представителями ОАО «РЖД» Аскизской (ШЧ-8) и Чульжанской (ПЧ-7) дистанций пути по информированию и дальнейшему поступлению учащихся школы в железнодорожные вузы, колледжи. Основными формами работы с учащимися в данном направлении являются беседы, экскурсии в вузы и колледжи, дни открытых дверей, ярмарки вакансий учебных мест по РХ.
Таким образом, школа стремится к постоянному сотрудничеству с учреждениями высшего и средне специального образования с целью дальнейшего профессионального самоопределения выпускников.