Характеристика социального заказа

Официальный сайт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Балыксинская средняя общеобразовательная школа

(МБОУ Балыксинская СОШ)

Характеристика социального заказа

 

Характеристика социального заказа на образовательные услуги

        

Под социальным заказом на образование мы будем понимать отражение интересов тех  сторон, чьи потребности удовлетворяются в деятельности государственного образовательного учреждения Балыксинской средней общеобразовательной школы.

Поскольку в качестве заинтересованных сторон выступают, во-первых, непосредственные участники образовательного процесса – учащиеся и педагоги; во-вторых, родители, представляющие интересы семьи; в-третьих, образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования; и, в-четвертых, государство, представляющее интересы общества в целом, - то характеристика социального заказа по отношению к образовательному учреждению складывается из следующих основных компонентов:

  • Государственный заказ (его содержание определяется нормативными документами, в первую очередь Государственным образовательным стандартом);

  • потребности учащихся (выявляются в ходе устных опросов, анкетирования и экспертных оценок педагогов);

  • ожидания родителей (выявляются в ходе бесед, микросоциологических исследований, анкетирования и т.п.);

  • профессионально-педагогические потребности учителей (устанавливаются в ходе бесед, анкетирования, опросов, публичного обсуждения школьных проблем);

  • требования и ожидания образовательных учреждений профессионального образования (определяются при заключении договоров, в ходе анализа отзывов на выпускников, анализа сдачи выпускниками школы приемных вступительных экзаменов в ВУЗы и т.д.).

     В школе существует система изучения потребностей учащихся и родителей в образовательных услугах, включающая в себя систематические опросы, беседы с учащимися и их родителями, анкетирование. На протяжении многих последних лет эти запросы остаются практически неизменными и сводятся к потребности в получении качественного образования. Целостное видение педагогическим коллективом требований со стороны различных социальных заказчиков позволяет школе лучше учитывать их при формулировке целей и задач деятельности образовательного учреждения.

 

Социальный заказ общества школе.

 Для того чтобы раскрыть понимание школой социального заказа на образовательные услуги, учитывающие потребности учащихся, родителей, социума, представляется важным рассмотреть особенности состояния образования в массовой школе, выделить характерную проблему, наметить пути выхода из проблемной ситуации и обосновать концептуальную идею жизнедеятельности школы при построении своего образовательного пространства.

Государство – хочет, чтобы школа создала условия для развития свободной, мыслящей, деятельной, социальной, социально адаптированной  личности, получившей  добротное среднее образование и  обладающей гражданской ответственностью.

Макросоциум – хочет, чтобы школа выпускала воспитательную личность, считавшуюся с нормами и правилами поведения, сложившимися в  обществе, впитавшую в себя систему общечеловеческих ценностей, уважающую права личности и собственности.

Микросоциум – хочет видеть основанную на порядке дисциплине, разумной требовательности к  детям. Школу, отвечающую санитарно-гигиеническим и  эстетическим требованиям. Школу, в которой уважаются права ребёнка, в которой ребёнку обеспечивается не только физический, но  и душевный комфорт.

Родители:

  • Хотят, чтобы школа обеспечила подготовку в ВУЗ;

  • Хотят, чтобы их ребёнок находился в школьном пространстве до 16 лет;

  • Хотят, чтобы учителя помогли ребёнку, к окончанию школы, определиться с выбором профессии;

  • Хотят, чтобы у ребёнка был базовый уровень знаний;

  • Хотят, чтобы школа обеспечивала занятость досуговой деятельности ребёнка, т.к. в селе полностью отсутствуют цивилизованные центры детского и юношеского досуга, кроме школы;

  • Хотят, чтобы у учителя к каждому ребёнку был индивидуальный подход, чтобы учитывались психологические особенности детей;

  • Хотят, чтобы ребёнок был достойным гражданином страны;

  • Хотят, чтобы ребёнок был компетентным деятелем.

 

Ученики:

  • Хотят, чтобы в школе было интересно учиться, чтобы к ним относились с уважением, видели в них личность;

  • Хотят, чтобы была возможность общаться друг с другом  вовнеурочное время, но в стенах школы, для чего необходимо организовать технические кружки, кружки по освещению информационно – коммуникационных технологий, спортивные  секции по разным направлениям;

  • Хотят иметь учебный успех и получить качественное  образование.

 

Культурно-образовательная концепция развития профессиональной подготовки молодёжи.

      На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способн6остей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями.  Реализация современных требований, предъявляемых к современной школе, значительно активизировала разработку решений  практических проблем профориентации.  Основная цель профориентационной работы нашей школы  формирование у учащихся профессионального самоопределения, способствующего индивидуальным особенностям каждой личности и  запросам общества в кадрах. Ведущей целью деятельности учителя является подготовка школьников к сознательному выбору профессии. Учитель ставит пред собой задачи вооружить учащихся определёнными знаниями, формирование умений и навыков, раскрытие творческих возможностей и потребностей, воспитание нравственности  и др.  Задача школы – помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет  к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями. В Балыксинской СОШ решению этих задач способствует курс «Технология выбора профессии», предназначенный для оказания  психолого-педагогической поддержки учащимся 9-х классов в выборе профиля обучения и продолжения образования. Он даёт школьникам представление об основах выбора профиля обучения, о возможностях получения образования по избранному профилю, стимулирует самопознание учащимися своих склонностей, способностей в соответствии с избираемым профилем, развивает навыки целеполагания,  планирования профессионального образования и самопрезентации, а также приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности. Все занятия курса «Технология выбора профессии» основаны на использовании активных форм работы:

O  Самодиагностика,

O  Дискуссии,

O  Ролевое моделирование,

O  Групповая профдиагностика,

O  Я –высказывания и др.

 Таким образом, в ходе занятий курса «Технология выбора профессии» существенной составляющей личностного и профессионального самоопределения учащихся нашей школы является формирование образа «Я в будущем».  В процессе осмысления ориентиров для выбора профессии ученики формируют собственные представления о социальном мире и о  себе самих в будущем, образы своего личного «социального завтра».

Моделирование образовательной деятельности с учетом социального заказа. Концепция развития школы.

 

           

Любое моделирование основывается на образе желаемого будущего. Модель будущего, применительно к образовательному учреждению, включает в себя два основных компонента: модель выпускника (первой, второй и третьей ступени обучения) и образ будущей школы как необходимое условие реализации модели выпускника.

Родители учащихся школы хотят видеть в детях  самостоятельно работающую личность, обладающую прочными знаниями. Личность с развитыми творческими способностями, умеющую принимать решения с учетом жизненных обстоятельств, честную, гуманную, добросовестную и любознательную.

Исходя из этой посылки в школе была создана модель выпускника школы. Эта модель включает в себя следующее.

Учащиеся, завершившие обучение на ступени начального общего образования, должны:

  • освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования, то есть овладеть общеучебными умениями и навыками;

  • овладеть навыками учебной деятельности, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения, чтения и речи.

  • Учащиеся, получившие основное общее образование, должны:

  • освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана;

  • приобрести необходимые знания и навыки жизни в обществе, профессиональной среде, овладеть средствами коммуникации;

  • достигнуть показателей развития интеллектуальной сферы, достаточной для организации своей учебной деятельности;

  • овладеть основами компьютерной грамотности;

  • знать свои гражданские права и обязанности и уметь их реализовывать и выполнять;

  • уважать свое и чужое достоинство, уважать труд свой и других людей.

  • Выпускник, получивший среднее (полное) общее образование, - это человек, который:

  • освоил все образовательные программы по предметам школьного учебного плана;

  • овладел основами компьютерной грамотности, программирования;

  • умеет быстро адаптироваться к меняющимся социально-экономическим отношениям, знает свои права и обязанности, умеет их реализовать;

  • готов к формам и методам обучения, применяемого в ВУЗах;

  • владеет культурой жизненного самоопределения и самореализации, уважает свое и чужое достоинство, уважает труд свой и других людей, обладает чувством социальной ответственности, ведет здоровый образ жизни, является патриотом своего Отечества.

Дата последнего обновления страницы 01.04.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения